Компания предоставила банку на 3 года право использовать ПО (Microsoft). На момент сделки НДС к таким операциям не применяли. Но с 2021 г. согласно поправкам к НК РФ освобождение по НДС не действует в отношении ПО, не включенных в Реестр российских программ. Поэтому суд апелляционной инстанции обязал банк доплатить налог за второй лицензионный год. В договоре прямо предусмотрено, что спорная услуга НДС не облагается в силу закона. Следовательно, при изменении нормы НК РФ общество правомерно предъявило банку сумму НДС в дополнение к ранее согласованной цене.
Однако Суд по интеллектуальным правам отказал в иске, ссылаясь на то, что сделка и частичная оплата вознаграждения совершены до момента вступления в силу упомянутых поправок. Доплата НДС не предусмотрена в договоре.
Верховный Суд РФ отменил решение СИП и поддержал доводы апелляционной инстанции.
СИП безосновательно возложил риск изменения условий налогообложения на истца. НДС является частью цены договора. Бремя его уплаты ложится не на поставщиков (исполнителей), а на покупателей (заказчиков). Поправки к НК не содержат переходных положений, перераспределяющих бремя НДС с покупателя на продавца. Ключевые принципы взимания налога остались неизменны и не предполагают уплаты НДС продавцом за свой счет без переложения налога на другую сторону договора.
Моментом оказания услуги признаются периоды пользования ПО, а не дата заключения договора. Следовательно, истец правомерно увеличил вознаграждение на сумму налога.